• Творческая Мастерская "Секира", Ярославская область,г. Ростов Великий, ул. Каменный мост, д.5
  • +7-909-277-15-24
  • sekretarev-master@mail.ru

История финифти

 
Древнейшее искусство в миниатюрной живописи по эмали зародилось ещё в раннем XX веке в Византии, где было названо «огненным письмом». Первое упоминание о русской финифти можно встретить в Ипатьевской летописи 1175 года, где внук великого князя Владимира Мономаха, Андрей Суздальский, упоминает об эмали. Отечественные ювелиры оттачивали это мастерство, обрамляя ею церковную утварь, обложки богослужебных писаний. Со временем мастера научились орнаментировать эмалью шкатулки для драгоценностей, статуэтки, чернильницы, часы.
К XVII веку, технологию совершенствует французский ювелир Жан Тутен, открывший метод получения прозрачных красок. Тем самым он расширил сферу применения эмалей. Его метод был подобен росписи фарфора, где изображение наносилось мазком маленькой кисточкой. Цены на расходники для ремесла были высокими. В смесь краски входили соли металлов кобальта и меди. Технология требовала искусного умения от мастера — неточное движение кисти, и работа испорчена. Полученную финифть закрепляли в медную или серебряную оправу. Чаще, обрамляли ее изящный кружевной узор из проволоки. Украшениям необходимо было бережное хранение, так как единственный недостаток финифти — хрупкость.
В XVI–XVII в России формируются главные категории работы с эмалью: изображения сказочных или исторических сюжетов, пейзажи, а также храмовая живопись. Ювелирные украшения имели цветочные орнаменты.
История ростовской финифти - Фото 2
К XVIII веку, русская финифть завоевала признание далеко за рубежом, промысел процветал, а миниатюры на эмали ценили на ровне с драгоценными украшениями того времени. На то время, религиозным центром был Ростов, куда съезжались паломники из самых далеких уголков. На память они приобретали иконки из финифти. Формировались мастерские эмальеров, открывались целые цеха, где работали над заказами ремесленники. Параллельно росла популярность к «светской» финифти, где состоятельные горожане баловали себя столовой утварью и украшениями, дамскими браслетами, а также копиями иконописцев на ведущих европейских мастеров. В духе времени были востребованы портреты в технике финифти.
После революции наступает упадок промысла. Вместо изображений святых, мастера пишут портреты Ленина и Сталина, копии фотографий и открыток. В послевоенное время осталось довольно мало мастеров, они создавали артели и работали преимущественно на заказы шкатулок и броши.
На сегодняшний день, интерес к финифти растёт. Можно любоваться ею как в музеях, так и в коллекциях ценителей. Дамы предпочитают заказывать эксклюзивные украшения и бытовую утварь, также она является прекрасным подарком на любое событие. Каждое изделие становится неповторимым произведением искусства.